Кто мы есть




К моменту прекращения деятельности СССР, в развалившейся и разграбленной стране практически ничего не оставалось в плане перспектив. Единственной надеждой для будущего обновленного государства, ставились энтузиасты. Бывшие офицеры, комсомольские и профсоюзные активисты, деятели культуры, научная интеллигенция, возложили на свои плечи, тяжелое бремя по сохранению культурных и нравственных ценностей в России.

На одном энтузиазме, полуголодные и без всякой надежды на перспективу, они шли в школы, отдавали и отдают всю свою любовь и знания детям. Творческая интеллигенция, несмотря на преобладание либеральных идей в своих кругах, продолжило многовековую историю русского театра и искусства. Особо хотелось бы отметить роль музейных работников и хранителей, которые безвозмездно и бескорыстно встали на защиту материальной истории России и Дона. Такие хранители материальной истории Донского края как А.А, Зимовнов, П.С. Косов, В.Д. Гладченко, А.А, Горбенко, В.Ф. Чеснок, Шолоховы, Астапенко и др., не дали разграбить музейные фонды и сохранили их для последующих поколений.

Однако времена меняются и люди меняются. Сейчас музейные работники получают стабильную заработную плату. Для уровня провинции, руководящее звено музеев, получает неплохую зарплату. Поэтому на смену энтузиастам в теплые места - «мечту бездельников», стали добираться люди далекие от истории Донского края. Во главе музеев зачастую стоят временщики. А к казачеству они относятся как к социальной группе, на которой можно зарабатывать, или пользоваться в своих корыстных целях. Бренды циркового «верстания в казаки» становятся популярными. Частый турист, познавший со школьной скамьи «беглохолопскую» теорию происхождения казачества, с удовольствием соглашается на заманчивое предложение за «гроши» в одночасье стать «настоящим» донским казаком. Местные казаки - фольклористы тоже зарабатывают на этом, не осознавая, что тем самым торгуют кровью и потом своих предков.

Никакой популяризации казачьей этничности нет и не планируется. У сотрудников музеев, знание истории Дона зачатую на уровне заочного факультета непрофильного вуза.

Музеи стали просто хранилищем старых вещей и современные хранители - кладовщики плохо представляют, что и зачем они хранят. Напрочь отсутствует элементарное любопытство. Фонды, учет, пыль.... рутина.... Музей должен приближать посетителей к смыслу жизней ушедших поколений, а у нас это просто склад с ворчливыми бабушками. Это не трогай, здесь не стой...

Я сначала даже не поверил своим ушам и на мгновение утратил дал речи, когда услышал из уст шушукающихся музейных работниц-краеведов: «... Хм, сидит такой зам. войскового атамана Гончарова по культуре и на полном серьезе заявляет, что казаки — это народ. Ты представляешь, какие неучи у казАков в руководстве»? Вторая закивала, протирая минус пятнадцатые очки носовым платочком и добавила: «Я считаю, что казаки, это состояние души!». И первая одобрительно покачала головой в ответ.

Другой эпизод. Фестиваль «Азовское Осадное сидение». Сотрудница музея то и дело выбегала в «курилку». С видом такой усталости, что как будто делает перерывы между дойкой стада коров, или штукатуркой трехсот кубометровой комнаты. В момент очередной «пробежки», затягивая дым в ярко- красные губы труженица тыла произнесла: «Как же вот нечего делать этим казАкам. Собираются каждый год. Отмечают какой-то непонятный праздник. Ну взяли и взяли крепость. Ну и что тут такого?»

А теперь давайте вспомним битвы Валерия Чеснока за сохранение музея Мирового значения «Танаиса». Как погибал в «идеологических сражениях» музеевед и краевед Владимир Гладченко. Не все наверно в курсе что стало с животными и экспонатами к фильму с громким названием про казаков, который снимался в 2018 году на Аннинской крепости в станице Старочеркасской? Голодные животные были брошены на произвол судьбы, а собак-азиатов просто перестреляли.

Вот и сейчас погибает единственная сохранившаяся на Нижнем Дону Атаманская Управа станицы Елизаветинской. Бывший завуч местной школы Иван Иванович Черненко, на рубеже нулевых годов нового тысячелетия, за короткий срок сумел создать уникальный краеведческую экспозицию. Здесь были собраны экспонаты античного периода, которые местные станичники находили в своих огородах и в водах Тихого Дона. Казаки и казачки приносили домашнюю утварь своих предков. Донские художники подарили свои уникальные картины в вечное хранение фондам. Однако, после того как Иван Черненко убыл из станицы, наступил период затишья.

Местные казаки по праву присматривали за Атаманской Управы и экспозициями. Однако за пятнадцать лет сохранить фонды в полной не удалось. А Управа нуждается в заботливых руках, любви и воскрешении.

В настоящее время, по стечению обстоятельств, вновь начата работа по сохранению этого уникального историко-архитектурного комплекса в станице Елизаветинской. Где еще сохранились майдан и административные здания казаков в практически первозданном виде, без перестроек и перепланировок? Планируется включение в «Реестр объектов культурного наследия» именно архитектурного комплекса и майдана станицы, ибо это неделимый объект. Необходимо не только сохранить имеющиеся объекты, но и реализовать ряд мероприятий по использованию этого потенциала в деле популяризации казачьей истории и культуры.

Пройдет эпоха временщиков. Ведь природному казаку больно осознавать, что верстания стали обыденным явлением. Что для пиара и наживы, всякие негодяи рядятся в народную казачью одежду. А другие продолжают хаять казаков апеллируя советскими и имперскими учебниками. А может они понимают, что никогда им не стать казаками? От того им и нравится «беглохолопская теория», которая к их холопской родословной, как-то поближе.

Да, кстати, о беглохолопской теории. Ладно, если бы сокрушались потомки Потемкиных - Орловых и проч., мол у них крестьяне то и поразбежались, обрекая предков аристократических фамилий на жалкое существование! Так нет! Проследите генеалогию любого сторонника теории беглости и увидите там крестьян, непременно увидите!

На начало XX века не более 20% населения нашей страны проживало в городах. И многие из этих горожан были в недавнем прошлом крестьянами. И это нормально, страна у нас аграрная. Но почему-то быть причастным к крестьянскому сословию в крестьянской стране было не модно, как тогда, так и на сегодняшний день. Может где-то здесь и кроется причина популярности теории об убежавших когда-то крестьянах. Живут люди, стали горожанами, колхозниками, а тут какие-то казаки, какие-то особенные они, не такие как все... Зависть, великая сила, Каин по этим же мотивам родного брата жизни лишил... И понятно, что теории типа той, что изложил и аргументировал Е.П. Савельев, подняли «однобоко» на смех! Да и кто он такой? Какой-то казак - историк, который написал историю своего народа...

И еще. Как само собой разумеющееся, принимается идея, мол от гнета и повинности убегали крестьяне в Дикое Поле и становились казаками, чего уж тут геройского. Странное место для побега выбирали эти самые крестьяне, уж куда безопаснее было жить дома и никуда не убегать. И еще странность. Петр I отмечал, казаки земледелием не занимаются и хозяйство крепкое не ведут... Крестьянин убежал, перестал заниматься хозяйством, овладел воинскими навыками, освоил мореходство - и все в один голос твердят, что это логично. И никаких казаков, как отдельного народа никогда не было! Это просто состояние души!

Занавес!

Донской казак Иван Романов